Как вылечить Российский футбол

11 Августа 2020

Главный принцип медицинской этики «не навреди!» используется еще с античных времен, хотя в записанной легендарной Гиппократом клятве, передававшейся ранее древними греками из уст в уста, дословно этого не говорится. Поэтому — по профессиональной привычке — подошел к составлению этого текста с особым тщанием.

Не навредить — в нашей отрасли действительно важнее всего. Да и не только в нашей. Но еще привык в своей жизни руководствоваться словами гениального академика Сергея Павловича Королева, благодаря которому стал возможен первый в истории полет человека в космос. Вот они: «Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай!».

Поэтому, критикуя сложившееся положение дел в футбольной медицине, с готовностью представляю на ваш, уважаемый читатель, суд свое видение ответов на накопившиеся вопросы.

Итак, что мы имеем на сегодня?

Формально у нас в Российском футбольном союзе есть Медицинский комитет. И формально он, согласно сайту РФС, «курирует вопросы спортивной медицины, антидопингового контроля в области футбола, вносит в Исполком предложения по усовершенствованию системы антидопингового контроля и разрабатывает соответствующие документы, а также разрабатывает методики снижения травматизма в футболе».

По факту же влияние Медицинского комитета на происходящие процессы отсутствует. Либо эта роль ничтожна. Опять-таки формально существует медицинский регламент: это (цитата по сайту) «организационный документ РФС, разработанный Медицинским комитетом РФС, определяющий условия и правила организации медико-биологического обеспечения (в том числе антидопингового) в клубах […] в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации…» — ну и так далее.

По факту же он не работает. Нужен ли медицинский регламент? Конечно! Но такой, который был бы РАБОЧИМ. А не такой, как сейчас: здесь работает, здесь нет, здесь требует расшифровки. Получается в таком случае — точно как у Владимира Винокура и Левона Оганезова в популярном когда-то скетче: «Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали»… А медицинский регламент должен быть как Конституция. Выполняться от «а» до «я».

Теперь переходим к моему видению того, как следует выстроить схему управления медицинским сегментом российского футбола. Схема эта во многом базируется на том, как выстроена и уже функционирует (причем успешно) аналогичная система в Континентальной хоккейной лиге. Попробуем представить все в виде вертикали. Наверху, естественно, президент РФС, далее — Исполком, а под ними — как раз Медицинский комитет. Причем раздувать штаты совершенно не нужно: при имеющихся задачах вполне достаточно 6–7 человек. Включая руководителя, который, естественно, несет ответственность за все. Остальные — курируют каждый свое направление: премьер лига, низшие дивизионы, женский футбол, пляжный и так далее.

Можно вполне добавить и консультанта по зарубежью, не упускающего ни одной важной новости «оттуда», хотя за это вполне может отвечать и один из имеющихся сотрудников.

Что еще обязательно? Медицинский комитет должен раз в год отчитываться перед Исполкомом РФС. Раз в месяц требуется выкладывать на сайт дайджест всех интересных публикаций на тему спортивной медицины в Европе, в США, в России.

Нужны — об этом почему-то забывают — и аккредитация всех врачей для работы в футболе (по типу тренерской лицензии, со сдачей экзаменов), и аккредитация клиник, с которыми сотрудничают наши субъекты футбола. Сейчас, положа руку на сердце, клубы проходят УМО (Углубленное медицинское обследование), кто где придется.

Пора искоренить эту практику. Меняя ситуацию, мы получаем сразу несколько положительных моментов. Растет качество УМО, по которому на данный момент есть нарекания. Финансово РФС в плюсе: клиники вполне законно перечисляют в организацию процент от оплаты за проведенные обследования. Но и сами медицинские учреждения в выигрыше. Ведь тем, кто прошел сертификацию, мы даем соответствующую наклейку, которую они имеют право использовать везде: представляете, какая реклама!

Должны ли быть при этом доступны, в том числе на сайте РФС, все актуальные документы медицинских комитетов УЕФА и ФИФА? Да, разумеется!

На стадионах при этом можно оставить во время соревнований всего одну скорую (две, как сейчас, просто не нужны — вот вам, кстати, и экономия). Зато обязательно присутствие главврача, делегированного, чтобы опять-таки избежать лишних расходов, исключительно принимающей стороной: он и передает в Медицинский комитет статистику по всему случившемуся (травмы футболистов и прочее).

Тут мы плавно переходим к тому, что требуется создание специального медицинского портала. Это будет своего рода база спортивных (футбольных) врачей. Любому, кто получит право доступа, можно будет немедленно получить информацию по: УМО футболистов — травмам — страховкам — всем специальным документам. Ведь те самые сертифицированные клиники по идее будут сразу вносить информацию на этот портал.

И еще важный и актуальный момент, который нельзя обойти вниманием. Поскольку очень вырос в целом мире… нет, не «гриппа вирус», а коронавирус, нам прозрачная система нужна как никогда.

Чтобы не было такого, как сейчас. Когда накануне матча тренеры противоборствующих команд чуть ли не разведчиков нанимают, чтобы узнать, кто же у соперников заболел. Все анализы должна делать одна-единственная организация (а не как сегодня, когда получается так: кто где договорился — тот там и делает), у нее тоже логотип РФС должен быть, как в приведенных выше примерах. И все вновь взаимовыгодно: мы им — наклеечку, они нас чуть ли не по себестоимости обслуживают. То есть плюсы такой системы опять же очевидны: а) дешево; б) прозрачно. И вся вертикаль понятна и любому субъекту футбола, и президенту РФС.

Придем ли мы к этому? Уверен, должны прийти. Другого выхода просто нет.


Назад к списку